"Работа классного руководителя с родителями обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования"
Автор: Волкова Оксана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ СПО "Брянский строительный колледж им. профессора Н.Е.Жуковского"
Населённый пункт: город Брянск
Наименование материала: статья
Тема: "Работа классного руководителя с родителями обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования"
Описание:
Данная статья раскрывает особенности работы классного руководителя в системе СПО, определяет основные формы работы с родителями студентов, учитывая специфику организации учебно-воспитательной процесса.
ОБРАЗОВАНИЯ
Волкова О.В.,
преподаватель ГБОУ СПО «Брянский строительный колледж имени
профессора Н.Е. Жуковского»
Классное руководство – пожалуй, самый традиционный для
российского образования вид педагогической деятельности. Особое
значение он приобрел в современной системе СПО, ведь классный
руководитель в этом случае обязан строить воспитательный процесс не
только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей их
будущей профессиональной сферы деятельности. Кроме того, классный
руководитель должен стать формальным и фактическим лидером группы,
носителем культуры, организатором и участником коллективной
творческой деятельности обучающихся. Получая и обрабатывая
информацию о студентах, их психофизическом развитии, социальном
окружении и семейных обстоятельствах, он контролирует ход
воспитательного процесса, наблюдает за становлением личности каждого
обучающегося, координирует учебную деятельность как целой учебной
группы, так и отдельных студентов.
Для эффективности данной работы классный руководитель, в первую
очередь, сотрудничает с преподавателями-предметниками в целях
разработки общих педагогических требований и подходов к обучающимся
в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, результативность работы
классного руководителя повышается при взаимодействии с психологом и
(или) социальным педагогом, работающими в учреждении, так как именно
они являются посредниками между личностью обучающегося и теми
социальными институтами, которые участвуют в разрешении его
личностных кризисов.
Но наиболее важным аспектом в работе классного руководителя, на
мой взгляд, является его связь с родителями обучающихся, так как
воспитательная функция семьи очень важна, потому что приходя в
образовательную организацию, студенты транслируют те ценности,
которые заложили в них именно там. Неслучайно В.А.Сухомлинский
писал: «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в
детях отражается нравственная чистота матери и отца». Именно поэтому
классный руководитель, опираясь на положительный опыт семейного
воспитания, должен стараться его распространять, используя в
воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и
устранения отрицательных качеств в личности обучающегося.
Работа с
родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя.
Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно
обоснованной, органично включается в общую педагогическую
деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения
устанавливать доверительные и деловые отношения с ними,
педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного
внимания.
Неоценимое значение имеют личные контакты классного
руководителя с родителями в целях совместного определения методов
педагогической помощи обучающимся. Обязанность классного
руководителя - осуществлять психолого-педагогическое просвещение
родителей, особенно с учётом специфического подхода к студентам
различных возрастных групп. Работа с родителями направлена на создание
благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных
программ и предусматривает различные формы взаимодействия.
Самой традиционной формой такого взаимодействия являются,
конечно, родительские собрания, которые призваны помочь обеспечению
связи между образовательной организацией и семьей. Правильно
подготовленные собрания дают возможность передачи важной
педагогической информации, потому что приглашенные преподаватели-
предметники могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный
совет или рекомендацию. Очень часто в целях информирования родителей
об особенностях учебно-воспитательной работы на собрания
приглашаются представители администрации образовательной
организации, представители силовых структур, медицинские работники.
При этом следует заметить, что каждое собрание требует тщательной
подготовки, которая осуществляется классным руководителем во
взаимосвязи с активом группы (составляется презентация о прошедших в
группе мероприятиях, выписываются оценки и количество пропусков
учебных занятий и т.д.). Во время собрания необходимо уделить время и
внимание личности каждого обучающегося, независимо от его
успеваемости и поведения, но при этом нельзя забывать о «золотом»
правиле педагогики: хвалить лучше при всех, а порицать – наедине.
Основой проведения родительских собраний должен стать диалог, ведь у
образовательной организации и семьи одни проблемы, а потому
необходимо искать совместные пути для их решения.
Кроме проведения общих родительских собраний, в условиях СПО
важным фактором эффективной работы классного руководителя является и
индивидуальная работа с родителями. Дело в том, что в образовательных
организациях часто обучаются студенты из отдаленных районов области и
из других регионов, и иногда их родители по объективным причинам не
могут присутствовать на родительских собраниях. Индивидуальную работу
в таких случаях необходимо строить так, чтобы, придя в учебное заведение
один раз, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него
появилось убеждение, что классный руководитель защищает интересы его
ребенка и может помочь в решении его проблем. Поэтому даже обращая
внимание на существенные недостатки обучающегося в присутствии его
родителей, нужно найти повод для похвалы – это закон работы с
родителями вообще и индивидуальной работы в частности. Кроме того,
очень важно держать родителей в курсе дел обучающегося и посредством
письменного или телефонного общения своевременно доводить
информацию о негативных проявлениях в поведении или обучении их
детей.
Еще одной формой работы с родителями в условиях СПО является
их привлечение к организации и проведению различных внеклассных
мероприятий, начиная от совместных поездок и экскурсий и заканчивая
подготовкой к вручению дипломов. Такое общение еще больше сближает
классных руководителей, обучающихся и их родителей, так как они
являются не только зрителями, но и активными участниками данных
мероприятий.
Итак, классный руководитель является одной из ключевых фигур
воспитательного процесса в образовательных организациях СПО. Его
работа должна представлять собой целенаправленную, системную и
планируемую деятельность.
Эффективное выполнение классным
руководителем своих функций, активное использование различных форм
работы и чёткое планирование даёт возможность включения всех студентов
в целостный учебно-воспитательный процесс. Только классный
руководитель в полном объёме обладает средствами и умением
осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие его
мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
И традиционные, и
нетрадиционные методы и формы взаимодействия классного руководителя
с родителями обучающихся ставят одну общую цель – помочь
социализироваться личности, входящей в новую, взрослую жизнь. Ведь по
словам В.А.Сухомлинского, «многие беды имеют своими корнями как раз
то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат
правильно относится к понятиям можно, надо, нельзя».