Напоминание

"Работа классного руководителя с родителями обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования"

Автор: Волкова Оксана Владимировна

Должность: преподаватель

Учебное заведение: ГБОУ СПО "Брянский строительный колледж им. профессора Н.Е.Жуковского"

Населённый пункт: город Брянск

Наименование материала: статья

Тема: "Работа классного руководителя с родителями обучающихся в образовательных организациях среднего профессионального образования"

Описание:

Данная статья раскрывает особенности работы классного руководителя в системе СПО, определяет основные формы работы с родителями студентов, учитывая специфику организации учебно-воспитательной процесса.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/specialnoe/index?nomer_publ=924

Опубликовано 10.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С РОДИТЕЛЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ
Волкова О.В., преподаватель ГБОУ СПО «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского» Классное руководство – пожалуй, самый традиционный для российского образования вид педагогической деятельности. Особое значение он приобрел в современной системе СПО, ведь классный руководитель в этом случае обязан строить воспитательный процесс не только с учетом возрастных особенностей учащихся, но и особенностей их будущей профессиональной сферы деятельности. Кроме того, классный руководитель должен стать формальным и фактическим лидером группы, носителем культуры, организатором и участником коллективной творческой деятельности обучающихся. Получая и обрабатывая информацию о студентах, их психофизическом развитии, социальном окружении и семейных обстоятельствах, он контролирует ход воспитательного процесса, наблюдает за становлением личности каждого обучающегося, координирует учебную деятельность как целой учебной группы, так и отдельных студентов. Для эффективности данной работы классный руководитель, в первую очередь, сотрудничает с преподавателями-предметниками в целях разработки общих педагогических требований и подходов к обучающимся в учебно-воспитательном процессе. Кроме того, результативность работы классного руководителя повышается при взаимодействии с психологом и (или) социальным педагогом, работающими в учреждении, так как именно они являются посредниками между личностью обучающегося и теми
социальными институтами, которые участвуют в разрешении его личностных кризисов. Но наиболее важным аспектом в работе классного руководителя, на мой взгляд, является его связь с родителями обучающихся, так как воспитательная функция семьи очень важна, потому что приходя в образовательную организацию, студенты транслируют те ценности, которые заложили в них именно там. Неслучайно В.А.Сухомлинский писал: «Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». Именно поэтому классный руководитель, опираясь на положительный опыт семейного воспитания, должен стараться его распространять, используя в воспитательном процессе для усиления положительных тенденций и устранения отрицательных качеств в личности обучающегося. Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя. Работа с родителями требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта, выдержки, последовательного и неотступного внимания. Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями в целях совместного определения методов педагогической помощи обучающимся. Обязанность классного руководителя - осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей, особенно с учётом специфического подхода к студентам различных возрастных групп. Работа с родителями направлена на создание благоприятных условий для освоения образовательных профессиональных программ и предусматривает различные формы взаимодействия. Самой традиционной формой такого взаимодействия являются, конечно, родительские собрания, которые призваны помочь обеспечению связи между образовательной организацией и семьей. Правильно
подготовленные собрания дают возможность передачи важной педагогической информации, потому что приглашенные преподаватели- предметники могут ответить на вопросы родителей, дать индивидуальный совет или рекомендацию. Очень часто в целях информирования родителей об особенностях учебно-воспитательной работы на собрания приглашаются представители администрации образовательной организации, представители силовых структур, медицинские работники. При этом следует заметить, что каждое собрание требует тщательной подготовки, которая осуществляется классным руководителем во взаимосвязи с активом группы (составляется презентация о прошедших в группе мероприятиях, выписываются оценки и количество пропусков учебных занятий и т.д.). Во время собрания необходимо уделить время и внимание личности каждого обучающегося, независимо от его успеваемости и поведения, но при этом нельзя забывать о «золотом» правиле педагогики: хвалить лучше при всех, а порицать – наедине. Основой проведения родительских собраний должен стать диалог, ведь у образовательной организации и семьи одни проблемы, а потому необходимо искать совместные пути для их решения. Кроме проведения общих родительских собраний, в условиях СПО важным фактором эффективной работы классного руководителя является и индивидуальная работа с родителями. Дело в том, что в образовательных организациях часто обучаются студенты из отдаленных районов области и из других регионов, и иногда их родители по объективным причинам не могут присутствовать на родительских собраниях. Индивидуальную работу в таких случаях необходимо строить так, чтобы, придя в учебное заведение один раз, родитель выразил желание посетить его еще раз, так как у него появилось убеждение, что классный руководитель защищает интересы его ребенка и может помочь в решении его проблем. Поэтому даже обращая внимание на существенные недостатки обучающегося в присутствии его родителей, нужно найти повод для похвалы – это закон работы с
родителями вообще и индивидуальной работы в частности. Кроме того, очень важно держать родителей в курсе дел обучающегося и посредством письменного или телефонного общения своевременно доводить информацию о негативных проявлениях в поведении или обучении их детей. Еще одной формой работы с родителями в условиях СПО является их привлечение к организации и проведению различных внеклассных мероприятий, начиная от совместных поездок и экскурсий и заканчивая подготовкой к вручению дипломов. Такое общение еще больше сближает классных руководителей, обучающихся и их родителей, так как они являются не только зрителями, но и активными участниками данных мероприятий. Итак, классный руководитель является одной из ключевых фигур воспитательного процесса в образовательных организациях СПО. Его работа должна представлять собой целенаправленную, системную и планируемую деятельность. Эффективное выполнение классным руководителем своих функций, активное использование различных форм работы и чёткое планирование даёт возможность включения всех студентов в целостный учебно-воспитательный процесс. Только классный руководитель в полном объёме обладает средствами и умением осуществлять действенное формирование растущей личности, развитие его мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся ставят одну общую цель – помочь социализироваться личности, входящей в новую, взрослую жизнь. Ведь по словам В.А.Сухомлинского, «многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относится к понятиям можно, надо, нельзя».


Яндекс.Метрика