ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
«ТУЙМАЗИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Методическое пособие для самостоятельной работы
по разделу «Клиническая терминология» для студентов специальности 34.02.01.
«Сестринское дело» базовый уровень подготовки
по дисциплине ОП01 «Основы латинского языка
с медицинской терминологией»
2015
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ РБ
«Туймазинский
медицинский колледж»
____________ Р.Н. Сагитов
____ ___________________
Учебное
пособие
по
дисциплине
«Основы
латинского
языка
с
медицинской
терминологией» разработано на основе Федерального государственного образовательного
стандарта (ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 34.02.01.
«Сестринское дело»
Разработчик: Аскарова Т.Х . , преподаватель высшей категории
Рецензент: Абдрахманова О.Р.- методист ГАПОУ «Туймазинский медицинский колледж»
высшей квалификационной категории
СОГЛАСОВАНО
протокол цикловой методической
комиссии
от____________20 г. №_____
Председатель ЦМК
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
______________Галиуллина А.Ф.
___________________20 г.
Сборник заданий для самостоятельной работы по разделу «Клиническая терминология»
по
дисциплине
ОП.01.
«Основы
латинского
языка
с
медицинской
терминологией»
разработан
на
основе
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
(ФГОС)
по
специальности
среднего
профессионального
образования
34.02.01.
«Сестринское дело».
Специалист
XXI
века
должен
уметь
организовывать
собственную
деятельность,
выбирать
методы
и
способы
выполнения
профессиональных
задач,
оценивать
их
эффективность и качество, уметь осуществлять поиск и использование информации для
выполнения профессиональных задач, использовать информационно-коммуникативные
технологии,
уметь
работать
в
команде,
быть
ответственным,
бережно
относиться
к
человеку. Возглавляет эту группу компетенций понимание сущности и значимости своей
будущей профессии и проявление к ней устойчивого интереса. По данным исследований,
уровень
сформированности
профессионального
интереса
как
достаточно
высокого
у
студентов медицинских колледжей на 1
ом
году обучения составляет около 60%.
Профессиональный интерес неизменно сопутствует успешной профессиональной
деятельности. Интерес к будущей профессии является, как отмечают многие ученые,
главным смыслообразующим мотивом изучения учащимися учебных дисциплин, в том
числе и латинского языка.
Так
как
учебная
дисциплина
Основы
латинского
языка
с
медицинской
терминологией
в
медицинских
училищах
и
колледжах
является
одним
из
первых
изучаемых дисциплин, имеющих прямое отношение к медицине, поэтому помимо знаний,
умений
и
навыков,
мы
должны
привить
любовь
к
профессии,
умение
мыслить
клинически, желание учиться.
Выполнение
компетентностно-ориентированных
заданий
способствует
формированию
общих
и
части
профессиональных
компетенций
(например,
ПК
2.1
представлять
информацию
в
правильном
и
доступном
для
пациента
виде
(методы
исследования, лечения).
Представлены упражнения, как для индивидуального выполнения, так и работы в
малых группах. Используются также игровые моменты. Не оставлено без внимания и
тестирование,
позволяющее
получить
объективную
информацию
об
учебных
достижениях обучаемого.
Представлены задания с выбором одного правильного ответа из предложенных вариантов,
с выбором нескольких правильных ответов из фиксированного набора вариантов, на
установление соответствия, на завершение незаконченного предложения.
I Тестовые задания
1. Область медицины и биологии, изучающая опухоли:
1 неврология
3онкология
2 гематология
4 кардиология
2. Как переводится нарушение питания
1.
аtrophia
3 polyрhagia
2.
dystrophiа
4dysphagia
3. Слово laryngostenosis означает
1опущение гортани
2 сужение гортани
4. Повышение температуры-это
1 hyperthermia
3 hypertonia
2 hypothermia
4 hypotonia
5. Наука о лекарствах-это
1 biologia
3 cytologia
2gynaecologia
4 pharmacologia
6. Название опухолей образуются при помощи суффикса:
1 – oma
3- itis
2 – osis
4-iasis
7.
Приставка a(an) это:
1 нарушение
2 удаление
3 отрицание
8.
Нарушение питания по гречески звучит:
1 atrophia
2 dystrophia
3 dystonia
12.
Заболевание воспалительного характера обозначается суффиксом:
1-oma
2-osis
3-itis
13.
Термин phlebectasia означает:
1 сужение вены
2 расширение вены
3 удаление вены
14.
Термин наука о сердце означает:
1 cardiologia
2 cardiographia
3 cardiotomia
15.
Приставка anti означает:
1 избавление
2 против
3 нарушение
16.
Что означает приставка dys:
1 сверх
2 расстройство
3 избавление
4 удаление
17. Как переводиться термин onco:
1 гной
2 железа
3 зуб
4 опухоль
18. Что означает термин gynaecologia:
1 наука о женском здоровье
2 наука о лекарственных препаратах
3 наука о жизни
4 наука о животных
19.
Какое из словосочетаний означает разрез молочной железы:
1 colpotomia
2mastotomia
3 keratotomia
43.
Какое из словосочетаний означает воспаление клетчатки вокруг прямой кишки:
1 paraproctitis
2 perienteritis
3 pericolitis
44. Какое из словосочетаний означает воспаление почек:
1 nephrosis
2 nephritis
3neuritis
45.Какое из словосочетаний означает учащение сердцебиение:
1 bradycardia
2 tachycardia
3 myocardium
46. Какой из этих корней означает разрез
1 -graphia
2 -tomia
3-scopia
47. Какое из словосочетаний означает осмотр влагалища
1 colpectasia
2 colposcopia
3 colpotomia
48 . Какое из этих словосочетаний означает отсутствие силы
1 asthenia
2 apathia
3 aphagia
49. Что означает приставка exo?
1 сверх, вне
2 снаружи, вне
3 сверх, выше
50. Как переводится hypoglossus?
1 надъязычный
2 межъязычный
3 подъязычный
51. Как будет по – латински расширение бронхов?
1 bronchectasia
2 bronchectomia
3 bronchotomia
52. Как называется лечение водой?
1 hydrotherapia
2 hydroxydum
3 hydrophobia
53. Как переводится cystoplegia?
1 удаление пузыря
2 развитие пузыря
3 паралич пузыря
54. Что в переводе с латинского adenoma
1 отсутствие опухоли
2 опухоль железы
3 отсутствие железы
55. Что означает приставка -endo?
1 в, внутри
2 вне, снаружи
3 против
56. Как будет по латински повышенное содержание сахара в крови?
1 glycaemia
2 hypoglycaemia
3 hyperglycaemia
57. Как будет по латински расширение вены?
1 phlebectasia
2 phlebectomia
3 blepharectomia
58. Что означает keratoscopia?
1 исследование века
2 инструментальное исследование роговицы
3 исследование глазного яблока.
59. Оперативное удаление молочной железы:
1 mastotomia
2 mastectomia
3 mastectasia
60. Приставка des, это:
1 растройство
2 нарушение
3 избавление
61. Нарушение питания:
1 atrophia
2 dystrophia
3 hypotrophia
62. Резкое уменьшение органа из-за отсутствия питания:
1 atonia
2 apathia
3 atrophia
4 aplasia
63. Увеличение содержания воды в крови:
1 hydraemia
2 hyperglycemia
3 hypersthemia
64. Область медицины, изучающая заболевания полости рта:
1 oncologia
2 stomotologia
3 biologia
65. Разрез вены:
1 phlebotomia
2 keratotomia
3 colpotomia
66. Вскрытие, рассечение желудка это :
1 gastrectomia
2 gastrotomia
3 gastrectasia
67. Выберите правильный ответ на латинском языке – отсутствие тонуса:
1 aplasia
2 atonia
3 asthenia
68. Какое из окончаний обозначает хронический невоспалительный процесс:
1 -itis
2 -oma
3 –osis, iasis
69. Естественная остановка тока крови или другой физиологической жидкости:
1 -sclerosis
2 -stenosis
3 –stasis
70. Dystonia – это:
1 нарушение тонуса
2 отсутствие тонуса
3 повышение тонуса
71. Какое из этих ТЭ обозначает – расширение:
1 ectamia
2 ectasia
3 therapia
72. Что означает приставка de:
1 избавление
2 нарушение, расстройства
3 без, не, удаление
73. Серый цвет это:
1 poli -
2 erythr-
3 melan-
74. Продолжить выражение заболевание сосуда angi …
1 -pathia
2 -therapia
3 -trophia
4 -ectasia
75. Какая приставка обозначает нарушение, расстройство
1 dys-
2 an-
3 trans-
4 des-
76. Как будет по латински – разрез влагалища
1 keratotomia
2 glossopathia
3 colpotomia
4 atrophia
77. Как переводится латинское слово haematologia ?
1 наука о болезнях
2 наука о лекарствах
3 наука о болезнях полости рта
4 наука о крови
78. Выберите правильное значение слова уремия?
1 отравление организма продуктами белкового обмена
2 наука об исследовании
3 наука о крови
4 наука о болезнях
79. Как переводится ТЭ gуnаес ?
1 влагалище
2 женщина
3 бедро
4 тело
80. Anaesthesia – это:
1 лечение водой
2 отсутствие чувствительности
3 отсутствие напряжения
81.Область медицины, изучающая заболевания органов мочевой системы:
1.нефрология
2.эндокринология
3.урология
4.онкология
82.Урежение дыхания:
1.диспноэ
2.брадипноэ
3.тахипноэ
4.брадипноэ
II ИГРОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ
Игра «Четвертый лишний». Называются 4 понятия, три из которых объединены
каким-либо признаком, а четвертый лишний. Нужно этот элемент выбрать и обосновать,
почему он лишний. Например:
1. -scopia
1. gloss-
1. -stomia
1. colp-
2. -ectasia
2. mast-
2. -ectomia
2. rhin-
3. -ptosis
3 plegia-
3. -tomia
3. metr-
4. -pathia
4. . phleb-
4. -ectasia
4. hyster-
В первом блоке лишний 1ТЭ scopia - осмотр, т.е. диагностический метод, а три
остальные ТЭ объединяет - изменения в органах.
Во втором блоке лишний 3ТЭ plegia – паралич, три других это анатомические
образования.
В третьем блоке лишний 4ТЭ –ectasia – расширение, 3 других объединяет, что они
обозначают хирургические вмешательства.
В четвертом блоке лишний 2ТЭ rhin – нос, три другие обозначают женские
половые органы.
«Ромашка».
Составление
терминов
с
заданным
терминоэлементом
(даются
русские
варианты в задании, необходимо из предложенных лепестков составить ромашку).
Желудок (gastr-)
1.
- воспаление - itis
2.
расширение - -ectasia
3.
опущение - -ptosis
4.
разрез - -tomia
5.
удаление - -ectomia
6.
боль - algia
7.
наука о - logia
8.
наложение свища на - -stomia
9.
осмотр – scopia
10.
заболевание – pathia
Мочевой пузырь (Cyst-)
1. осмотр – scopia
2. воспаление – itis
3. удаление – ectomia
4. расширение – ectasia
5. заболевание – pathia
6. разрез - -tomia
7. наложение свища на - -stomia
8. боль – algia
9. получение изображения – graphia
10. наличие камней – lithiasis
III «Переводчик» - дидактическая игра.
Эта игра хороша при работе с терминами. Перевод научного языка на доступный (с
латинского на русский) применяю при чтении статей из медицинских газет и журналов,
городской газеты.
«Медицинская газета» (в рубрике: «А как у них?»)
КАРАВАН ДОКТОРА ФИНКЕЛЯ
Майкл Финкель – частнопрактикующий невролог из Неаполя (штат Флорида,
США).
Предки
этого
доктора
жили
на
Украине.
Он
член
Американской
академии
неврологии, президент Всемирного неврологического фонда.
В интервью корреспонденту «МГ» рассказал о своем распорядке рабочего дня:
- Я встаю в 6 часов утра, затем прогулка с женой и завтрак. К 8 часам приезжаю на
работу. Веду амбулаторный прием до 5 часов (с часовым перерывом на обед). В день
принимаю
около
20
больных,
а
также
описываю
электромиограммы
и
электроэнцефалограммы. Возвращаюсь домой к 6 – 7 часам. По выходным иногда
дежурю на телефоне. Фиксированного оклада
у меня нет. С каждого заработанного
доллара 60 центов я получаю в виде дохода, а остальные 40 центов идут на аренду,
зарплату медперсонала, страховку, административные расходы.
Объясните выделенные слова.
Невролог — врач, получивший высшее медицинское образование и прошедший
специализацию по неврологии.
Неврология - это медицинская наука о болезнях центральной (головной и спинной мозг) и
периферической (нервные волокна) нервных систем и методах их диагностики и лечения.
Электромиограммы – это кривые записи биоэлектрической активности мышц
Электроэнцефалография - метод регистрации биоэлектрической активности мозга с
различных участков поверхности головы.
Электроэнцефалограммы – кривые записи электрофизиологической активности головного
мозга
Владимир Михайлович Садовников
Онколог, выбранной раз и навсегда профессии – онкологии – не изменял.
32 года проработал в ГБ № 1. К тому же, он внештатный онколог г. Октябрьского
Республики
Башкортостан,
постоянно
вел
разъяснительную
работу
с
людьми
по
выявлению рака наружной локализации. В интервью самой массовой газете «Октябрьский
нефтяник» Владимир Михайлович подводит итоги своей работы сжато:
«За годы деятельности мною выполнено более 100 гастрэктомий , около 300
резекций
желудка,
более
500
операций
на
толстом
кишечнике
( колэктомий,
колостомий ), более 100 мастэктомий, мастотомий , более 1000 лапаротомий по
поводу перитонитов и прочих заболеваний».
Объясните выделенные термины, обозначающие хирургические методы лечения.
IV ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ И ТЕРМИНОЭЛЕМЕНТОВ
1.
Выделите терминоэлементы, общие для данного гнезда слов. Укажите значение
Составьте термины с заданным значением:
а) с начальным терминоэлементом kerat -;
б) с конечным терминоэлементом – tomia/
а) удаление роговицы; разрез роговицы;
б) разрез молочный железы; разрез влагалища.
5.
Образуйте термины со следующим значением:
1)
осмотр влагалища с помощью кольпоскопа
2)
разрез молочной железы
3)
расстройство питания
4)
удаление вены
5)
раздел медицины, изучающий здоровье женщины
6)
отсутствие тонуса
7)
получение изображения вены
8)
удаление молочной железы.
6.
Допишите в терминах недостающее слово – образующие элементы:
1)
расстройство тонуса … tonia
2)
повышение температуры, больше нормы …thermia
3)
отсутствие чувств а …
4)
боль в языке gloss …
5)
опущение века … ptosis
6)
лечение водой hydro …
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ТЕРМИНОВ
Работа малыми группами для обобщения, систематизации и контролю знаний по
клинической терминологии. Студенты подразделяются на группы по желанию (не более
3-х студентов) или работают в парах.
Все
группы
получают
одинаковый
перечень
наиболее
часто
встречающихся
терминов, но задания у всех индивидуальные.
Задания № 1 .
1.
В этом перечне дано много терминов, обозначающих воспаление. Я даже скажу,
что число их равно 17. Укажите их номера. Расшифруйте любые пять из них.
2.
Как образуются эти термины?
3.
Если вы сверх этих 17, еще приведете примеры, то вам большой «+».
№ 2.
1.
Выберите из предложенного, перечня термины с терминоэлементом «сердце». Я
думаю, вы их легко найдете и объясните.
2.
Есть ли какая закономерность в образовании этих терминов?
3.
Вы сами можете образовать термины с терминоэлементом «сердце».
№3.
1.
В данном перечне вы найдете только один термин со значением «расширение
такого - то органа».
2.
Учитывая, что расширяться могут только половые органы, составьте свои
примеры.
3.
Как образуются эти термины?
№4.
1.
Найдите в этом перечне термин с терминоэлементов «хирургическое удаление».
Что он обозначает?
2.
У вас есть возможность образовать примеры с этим терминоэлементом.
Вспомните в первую очередь парные органы человека.
3.
Как образуются эти термины?
№5.
1.
Выберите из предложенного перечня термины со значением «наложение
искусственного отверстия на ...» и объясните их значение.
2.
Как образуются эти термины?
3.
Составьте сами термины с этим терминоэлементом, учитывая, что искусственное
отверстие накладывается только на полый орган.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
1.
Urologia
2.
Tonometria
3.
Uraemia
4.
Thermotherapia
5.
Terminologia
6.
Tachycardia
7.
Stomatologia
8.
Stomatitis
9.
Tachypnoe
10.
Rhinoscopia
11.
.Rhinologia
12.
Rhinitis
13.
Roentgenotherapia
14.
Roentgenoscopia
15.
Regeneratio
16.
Proctitis
17.
Polyuria
18.
Electroencephalographia
19.
Enterostomia
20.
0esophagoscopia
21.
Oesophagotomia
22.
Cystostomia
23.
Cystoscopia
24.
Cystographia
25.
Cystitis
26.
Cholecystographia
27.
Cholecystitis
28.
Phlebographia
29.
Pharmacotherapia
30.
Pharmacologia
31.
Polyneuritis
32.
Polyarthritis
33.
Pneumothorax
34.
Pyuria
35.
Pyodermia
36.
Pyaemia
37.
Pyelocystitis
38.
Pyelonephritis
39.
Pyelitis
40.
Periostitis
41.
Parametritis
42.
Pericarditis
43.
Pathologia
44.
Paradontosis
45.
Hypothermia
46.
Hypoglycemia
47.
Hyperthermia
48.
Hyperaemia
49.
Gynaecologia
50.
Haematuria
51.
Gastroenteritis
52.
Gastrectasia
53.
Gastroscopia
54.
Gastralgia
55.
Nephroptosis
56.
Nephrolithiasis
57.
Neuroma
58.
Myoma
59.
Myocarditis
60.
Metritis
61.
Mastitis
62.
Mastectomia
63.
Dysphagia
64.
Dysuria
65.
Cardiologia
VI Компетентностно-ориентированные задания
Компетентностно - ориентированное задание №1 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического отделения.
Стимул
1.
Ознакомьтесь
с
данными,
представленными
в
источнике
информации.
2.
Выпишите
в
бланк
ответов
термины,
характеризующие
сердечно-сосудистую
систему
и
дыхательную
систему,
дайте
объяснение.
Задачная
формулировка
У пациента с пневмонией отмечается hyperthermia, dyspnoѐ в виде
tachypnoѐ, tachycardia, hypotonia.
Источник
информации
Термины, характеризующие сердечно-сосудистую систему и
объяснение.
Бланк ответа
1.
2.
Термины, характеризующие дыхательную систему и объяснение.
1.
2.
3.
Термины, характеризующие сердечно-сосудистую систему и
объяснение.
Инструмент
проверки
1.Tachycardia – учащенное сердцебиение (больше 80 в 1 минуту)
2.Hypotonia – понижение давления
Термины, характеризующие дыхательную систему и объяснение.
1.Пневмония – воспаление легких
2.Dyspnoѐ – расстройство дыхания (частоты и глубины)
3.Tachypnoѐ – учащенное дыхание (больше 20 в 1 минуту)
Термины, характеризующие сердечно-сосудистую систему и
объяснение.
(модельный
ответ с
подсчетом
баллов)
1.Tachycardia – учащенное сердцебиение (больше 80 в 1
минуту)
1балл
2.Hypotonia – понижение давления
1балл
Термины, характеризующие дыхательную систему и объяснение .
1.Пневмония – воспаление легких
1балл
2.Dyspnoѐ – расстройство дыхания (частоты и глубины)
1балл
3.Tachypnoѐ – учащенное дыхание (больше 20 в 1 минуту)
1балл
Максимальный балл
5баллов
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный.
Компетентностно - ориентированное задание №2 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического участка.
Стимул
1.Ознакомьтесь
с
данными,
представленными
в
источнике
информации.
2.
Выпишите
в
бланк
ответов
и
объясните
термины,
характеризующие:
а) диагноз заболевания;
б) методы исследования, подтверждающие данный диагноз;
в) хирургический метод лечения.
Задачная
формулировка
На приеме пациенту
с подозрением на
cancer ventriculi назначили
обследования:
colonoscopia,
oesophagogastroduodenoscopia,
colposcopia, roentgenoscopia. Если диагноз подтвердится, то пациенту
планируется gastrectomia или roentgenotherapia.
Источник
Бланк ответа
б) методы исследования, подтверждающие данный диагноз
1.
2.
в) хирургический метод лечения
1.
Термины, характеризующие:
а) диагноз заболевания
1. cancer ventriculi – рак желудка
Инструмент
проверки
б) методы исследования, подтверждающие данный диагноз
1. oesophagogastroduodenoscopia – инструментальный осмотр
внутренних стенок пищевода, желудка, 12перстной кишки
2. roentgenoscopia – осмотр органа с помощью рентгеновских
лучей
в) хирургический метод лечения
1. gastrectomia – удаление части желудка
Термины, характеризующие:
а) диагноз заболевания
1. cancer ventriculi – рак желудка
1балл
(модельный
ответ
с
подсчетом
баллов)
б)
методы
исследования,
подтверждающие
данный диагноз
1.
oesophagogastroduodenoscopia
–
инструментальный
осмотр
внутренних
стенок
пищевода,
желудка, 12перстной кишки
2.
roentgenoscopia
–
осмотр
органа
с
помощью
рентгеновских лучей
2балла
в) хирургический метод лечения
1. gastrectomia – удаление части желудка
1балл
Максимальный балл
4балла
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный.
Компетентностно - ориентированное задание №3 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического участка.
Стимул
1.
Ознакомьтесь
с
данными,
представленными
в
источнике
информации.
2.
Выберите и впишите в бланк ответа термины характеризующие:
а) специалистов;
б) диагноз заболевания;
в) диагностические методы.
3. Объясните их значения.
Задачная
формулировка
Терапевт пациенту для подтверждения или исключения диагноза cancer
bronchi назначил бронхоскопию и бронхографию. Затем планировалась
консультация онколога и пульмонолога.
Источник
а) специалистов:
1.Терапевт
–
врач,
занимающийся
лечением
пациентов
нехирургическими методами.
2. Онколог – врач, занимающийся лечением пациентов с опухолями.
3.
Пульмонолог
-
врач,
занимающийся
лечением
пациентов
с
заболеваниями органов дыхания.
б) диагноз заболевания
1. cancer bronchi – рак бронха
в) диагностические методы:
1.
бронхоскопия
–
осмотр
бронхов
с
помощью
специального
инструмента – бронхоскопа.
2.
бронхография
–
получение
изображения
бронхов
с помощью
рентгеновских лучей и контрастного вещества.
Термины, характеризующие:
б) диагноз заболевания
1. cancer bronchi – рак бронха
1балл
в) диагностические методы:
1.
бронхоскопия
–
осмотр
бронхов
с
помощью
специального инструмента – бронхоскопа.
1балл
2. бронхография – получение изображения бронхов с
помощью рентгеновских лучей и контрастного вещества.
1балл
Максимальный балл
6баллов
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный.
Компетентностно - ориентированное задание №4 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде и ПК 2.6 вести утвержденную медицинскую
документацию.
Вы медицинская сестра ЛОР кабинета.
Стимул
1.
Изучите данные в источнике информации.
2.
Выпишите и объясните термины обозначающие:
а) заболевание;
б) признаки заболевания;
Задачная
в) методы исследования;
г) методы лечения;
д) специалиста.
3. Выпишите рецепт: оксациллин по 0,5 в таблетках в количестве 24,
обозначьте: по 1 таблетке 4 раза.
формулировка
Пациента
страдающего
заболеванием
otitis
беспокоит
otalgia.
Медицинская сестра при термометрии и определила гипертермию.
Оториноларинголог провел отоскопию, назначил антибиотикотерапию
(оксациллин) и термотерапию.
Источник
1балл
д) специалиста:
1.
Оториноларинголог
–
врач,
занимающийся
лечением
пациентов с заболеваниями ухо, горла, носа.
1балл
Рецепт.
Recipe Tabulettas Oxacillini 0,5 numero 24
Da. Signa. По 1таблетке 4 раза.
1балл
1балл
Максимальный балл
10
баллов
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №5 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра онкологического кабинета.
Стимул
1. Изучите данные в источнике информации.
2. Соотнесите заболевание (а) с методом лечения (б).
3. Объясните значение терминов.
Задачная
формулировка
В
онкологический
кабинет
обращаются
пациенты
с
различными
заболеваниями (а): cancer mammae, cancer uteri, cancer ventriculi, cancer
hepatis,
cancer
recti.
Им
проводятся
такие
виды
лечения
(б):
hysterectomia, proctectomia, hepatectomia, mastectomia, gastrectomia.
Источник
информации
Соотношение заболевания (а) и метода лечения (б)
Бланк ответа
1.а)
б)
2. а)
б)
3. а)
б)
4. а)
б)
5. а)
б)
Соотношение заболевания (а) и метода лечения (б)
Инструмент
проверки
1.а) cancer mammae – рак молочной железы
б) mastectomia – удаление молочной железы
2. а) cancer uteri – рак матки
б) hysterectomia – удаление матки
3. а) cancer ventriculi – рак желудка
б) gastrectomia – удаление желудка
4. а) cancer hepatis – рак печени
б) hepatectomia – удаление печени
5. а) cancer recti – рак прямой кишки
б) proctectomia удаление прямой кишки
Соотношение заболевания (а) и метода лечения (б)
1балл
5. а) cancer recti – рак прямой кишки
б) proctectomia удаление прямой кишки
1балл
1балл
Максимальный балл
10 баллов
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №6 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического кабинета.
Стимул
1.Ознакомьтесь
с
данными,
представленными
в
источнике
информации.
2.
Выпишите
изменения,
возникающие
при
сахарном
диабете
в
крови (а) и моче (б).
3. Объясните значения терминов.
Задачная
формулировка
У пациентов с сахарным диабетом выявляются различные изменения:
полиурия,
гипергликемия,
глюкозурия,
ангиопатия,
ацетонурия,
гипогликемия, кетонемия, нейропатия, уремия.
Источник
проверки
а) 1. гипергликемия – увеличение сахара в крови
2. гипогликемия – уменьшение сахара в крови
3. кетонемия – наличие в крови кетона
4. уремия – отравление организма продуктами обмена
б) 1. полиурия – выделение мочи больше нормы
2. глюкозурия – выделение с мочой глюкозы
3. ацетонурия – выделение с мочой ацетона
Изменения, возникающие при сахарном диабете
в крови (а) и моче (б):
(модельный
ответ
с
подсчетом
баллов)
а) 1. гипергликемия – увеличение сахара в крови
1 балл
2. гипогликемия – уменьшение сахара в крови
1 балл
3. кетонемия – наличие в крови кетона
1 балл
4. уремия – отравление организма продуктами обмена
1 балл
б) 1. полиурия – выделение мочи больше нормы
1 балл
2. глюкозурия – выделение с мочой глюкозы
1 балл
3. ацетонурия – выделение с мочой ацетона
1 балл
Максимальный балл
7 баллов
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №7 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического отделения.
Стимул
1.Ознакомьтесь
с
данными,
представленными
в
источнике
информации.
2. Выпишите заболевания, относящиеся к органам дыхания (а) и
желудочно-кишечному тракту (б).
3. Объясните значения терминов.
Задачная
формулировка
В
отделении
на
лечении
находятся
пациенты
с
различными
заболеваниями:
гастритом,
циститом,
бронхитом,
холелитиазом,
пневмонией,
колитом,
панкреатитом,
нефритом,
миокардитом,
гепатозом.
Источник
информации
Заболевания, относящиеся к органам дыхания (а) и желудочно-
кишечному тракту (б).
Бланк ответа
а) 1.
2.
б) 1.
2.
3.
4.
5.
Заболевания, относящиеся к органам дыхания (а) и желудочно-
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №8 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического отделения.
Стимул
1. Изучите данные в источнике информации.
2.
Выпишите
и
объясните
термины,
обозначающие:
(а)
повышение
давления
(тонуса);
(б)
диагностические
методы;
(в)
изменения
сердечной мышцы; (г) воспалительное заболевание почек.
Задачная
формулировка
Пациенты с гипертонией могут даже не подозревать об этом, так как в
настоящее
время
это
заболевание
протекает
без
головной
боли.
Поэтому, всем обратившимся в поликлинику проводят тонометрию. В
случае
необходимости,
их
направляют
на
электрокардиографию,
рентгенографию грудной клетки. Эти методы подтверждают наличие
гипертрофии
миокарда.
Также
у
этих
пациентов
исключают
воспалительное заболевание почек.
Источник
информации
Термины, обозначающие: (а) повышение давления (тонуса);
(б) диагностические методы; (в) изменения сердечной мышцы;
(г) воспалительное заболевание почек.
Бланк ответа
а)
б) 1.
2.
3.
в)
г)
Термины, обозначающие: (а) повышение давления (тонуса);
(б) диагностические методы; (в) изменения сердечной мышцы;
(г) воспалительное заболевание почек.
Инструмент
проверки
а) гипертония
б) 1. тонометрия – измерение давления (тонуса)
2. электрокардиография – графическая регистрация электрических
явлений в сердце
3. рентгенография грудной клетки – получение изображения органов
грудной клетки (сердца и легких)
в) гипертрофия миокарда – увеличение сердечной мышцы
г) нефрит - nephritis
Термины, обозначающие: (а) повышение давления (тонуса);
(б) диагностические методы; (в) изменения сердечной мышцы;
(г) воспалительное заболевание почек.
(модельный
ответ
с
подсчетом
баллов)
а) гипертония
1 балл
б) 1. тонометрия – измерение давления (тонуса)
1 балл
2.
электрокардиография
–
графическая
регистрация
электрических явлений в сердце
1 балл
3.
рентгенография
грудной
клетки
–
получение
изображения органов грудной клетки (сердца и легких)
1 балл
в) гипертрофия миокарда – увеличение сердечной мышцы
1 балл
г) нефрит - nephritis
1 балл
Максимальный балл
6 баллов
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №9 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра хирургического отделения.
Стимул
1.Ознакомьтесь
с
данными,
представленными
в
источнике
Задачная
информации.
2. Выпишите и объясните термины обозначающие (а) заболевание,
(б) признаки заболевания, (в) методы лечения.
формулировка
У
кормящих
грудью
мам
при
несоблюдении
определенных
правил
может
развиться
мастит.
Сопровождается
заболевание
маммалгией,
гипертермией,
гиперемией
кожи,
лейкоцитозом.
Одним
помогает
фармакотерапия,
другим
бывает
не
обойтись
без
хирургического
вмешательства ( mastotomia).
Источник
информации
Выпишите и объясните термины обозначающие (а) заболевание, (б)
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №10 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра хирургического отделения.
Стимул
1. Изучите данные в источнике информации.
2.Выпишите и объясните термины (а) диагноз пациента,
(б) исследования хирурга, (в) действия медицинской сестры,
(г) виды хирургических вмешательств.
Задачная
формулировка
В отделение поступил пациент с диагнозом appendicitis. Хирург провел
пальпацию, перкуссию и аускультацию живота. Медицинская сестра
измерила
температуру,
давление,
пульс.
Пациента
готовили
на
лапаротомию и аппендикэктомию.
Источник
информации
Выпишите и объясните термины (а) диагноз пациента,
(б) исследования хирурга, (в) действия медицинской сестры,
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №11 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде и ПК 2.6 вести утвержденную медицинскую
документацию.
Вы медицинская сестра хирургического кабинета.
Стимул
1.Ознакомьтесь
с
данными,
представленными
в
источнике
информации.
2. Выпишите и объясните термины обозначающие (а) заболевание,
(б) назначения хирурга.
3.
Выпишите
рецепт:
раствор
аналгина
50%
2мл
в
ампулах
в
Задачная
формулировка
количестве 10, обозначьте по 2мл внутримышечно.
У пациента Fractura fibulae et tibiae правой нижней конечности. Хирург
назначил
рентгенографию
костей.
До
этого
медицинская
сестра по
назначению врача провела анестезию раствором аналгина.
Источник
информации
Термины обозначающие (а) заболевание, (б) назначения хирурга.
проверки
а) Fractura fibulae et tibiae – перелом малоберцовой и большеберцовой
костей
б) 1. рентгенография – получение изображения
2. анестезия - обезболивание
Рецепт. Recipe Solutionis Analgini 50% - 2 ml.
Da tales doses № 10 in ampullis
Signa. По 2мл внутримышечно.
Термины обозначающие (а) заболевание, (б) назначения хирурга.
Рецепт.
(модельный
ответ
с
подсчетом
баллов)
а) Fractura fibulae et tibiae – перелом малоберцовой и
большеберцовой костей
1 балл
б) 1. рентгенография – получение изображения
1 балл
2. анестезия - обезболивание
1 балл
Рецепт. Recipe Solutionis Analgini 50% - 2 ml.
1 балл
Da tales doses № 10 in ampullis
1 балл
Signa. По 2мл внутримышечно.
1 балл
Максимальный балл
6 баллов
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №12 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического кабинета.
Стимул
1. Изучите данные в источнике информации.
2.
Выпишите
и
объясните
названия
болезней
(а)
воспалительного
характера (б) доброкачественные опухоли (в) злокачественные опухоли
(г) хронические заболевания невоспалительного характера.
Задачная
формулировка
У пожилых пациентов могут присутствовать до 6-7 заболеваний: ulcus
ventriculi,
bronchitis,
nephritis,
myoma
uteri,
arthrosis,
phlebectasia,
pancreatitis, colitis, cancer mammae, hepatitis, arthritis, gastroptosis.
Источник
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №13 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра гинекологического кабинета.
Стимул
1. Изучите данные в источнике информации.
2. Выпишите и объясните термины обозначающие (а) специалиста,
(б) заболевание и методов исследования молочной железы,
(в) заболевание и методов исследования матки.
Задачная
формулировка
У
женщин
с
возрастом
увеличивается
вероятность
развития
таких
заболеваний
как
cancer
mammae,
cancer
uteri.
Поэтому,
гинеколог
женщинам старше 40 лет проводит осмотр и пальпацию молочной
Источник
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №14 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического отделения.
Стимул
1. Изучите данные в источнике информации.
2.
Выпишите
и
объясните
термины
обозначающие:
(а)
воспаление
почек, (б) признаки заболевания, (в) изменения в крови, (г) изменения в
моче.
Задачная
формулировка
У пациентов с воспалением почек могут быть дизурия, полиурия или
анурия; изменения в крови и моче: протеинурия, гематурия, уремия,
лейкоцитурия, гипопротеинемия.
Источник
информации
Термины обозначающие: (а) воспаление почек,
(б) признаки заболевания, (в) изменения в крови, (г) изменения в
(б) признаки заболевания, (в) изменения в крови, (г) изменения в
моче.
Инструмент
проверки
а) nephritis - нефрит
б) 1. дизурия – нарушение мочеиспускания
2. полиурия – выделение мочи больше нормы
3. анурия – отсутствие мочи
в) 1. уремия – отравление организма продуктами белкового обмена
2. гипопротеинемия – уменьшение белка в крови
г) 1. протеинурия – белок в моче
2. гематурия – кровь в моче
3. лейкоцитурия – лейкоциты в моче
Термины обозначающие: (а) воспаление почек,
(б) признаки заболевания, (в) изменения в крови, (г) изменения в
моче.
а) nephritis - нефрит
1 балл
б) 1. дизурия – нарушение мочеиспускания
1 балл
2. полиурия – выделение мочи больше нормы
1 балл
3. анурия – отсутствие мочи
1 балл
в)
1.
уремия
–
отравление
организма
продуктами
белкового обмена
1 балл
2. гипопротеинемия – уменьшение белка в крови
1 балл
г) 1. протеинурия – белок в моче
1 балл
2. гематурия – кровь в моче
1 балл
3. лейкоцитурия – лейкоциты в моче
1 балл
Максимальный балл
9 баллов
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Компетентностно - ориентированное задание №15 по ПК2.1 в части представлять
информацию в понятном для пациента виде.
Вы медицинская сестра терапевтического отделения.
Стимул
1. Изучите данные в источнике информации.
2. Выпишите и объясните термины, обозначающие заболевания:
(а) сердечно-сосудистой системы, (б) дыхательной системы, (в) почек и
мочевыводящих путей, (г) крови, (д) суставов.
В
терапевтическом
отделении
получают
лечение
с
различными
диагнозами:
asthma
bronchiale,
endocarditis,
colitis,
ulcus
duodeni,
pneumonia, leucaemia, nephritis, bronchitis, anaemia, arthritis, cystitis.
Инструкция для эксперта.
Критерии оценки: 1 балл – ответ правильный и полный
0,5 баллов – неполный правильный ответ
0 баллов – ответ неправильный
Список использованной литературы
1.
Городкова Ю.И. Латинский язык Учебник Издание 19е стереотипное Ростов на Дону
Феникс, 2011г. – 315с. (среднее профессиональное образование)
2.
Авксентьева А.Г. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Учебное
пособие. 2е издание, исправленное. Минск ООО Новое издание 2000 – 288с.
3.
Машковский М.Д. Лекарственные средства 1, 2 т. 2007г.
4.
Панасенко Ю.Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Учебник для
медицинских училищ и колледжей. – Москва «Гэотар – Медиа» 2011. – 352с.
5.
Чернявский М.Н. Латинский язык и основы медицинской терминологии. - Москва
Медицина. - 2007г. – 448с.
6.
Бабичев Н.Т., Боровский А.М. Словарь крылатых слов. Москва «Терра» 1997.- 960с.
7.
Криничанский А.В., Богданова Л.А. Толковый словарь медицинских терминов. Сочи
1991 – 59с.
8.
Медицинская терминология (Латинский язык). Методические указания для
самостоятельной работы студентов лечебного и педиатрического факультетов.
Самарский государственный университет. Самара – 2003 - 68с.
9.
Подосинов А.В., Белов А.М. Lingua Latina. Словарь. Русско – латинский, третье издание,
исправленное. Москва Издательство «Флинта» - 2002 – 375с.
10.
Швырев А.А., Муранова М.И. Словарь латино – русский для медицинских колледжей.
Ростов на Дону Феникс – 2001. – 128с.
11.
Язык медицины. Всероссийский межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 2.
Самара ООО «ИПК Содружество» , 2007. - 462с.
12.
«Медицинская газета» № 46 от 25.06.2008 г.
13.
Газета Октябрьский нефтянник