Афазия
относится
к
числу
тяжелых
нарушений
речи
органического
центрального
происхождения
.
Чаще
она
возникает
у
людей
пожилого
возраста
на
почве
нарушений
мозгового
кровообращения
.
Афазия
(
от
греч
. a —
частица
,
означающая
отрицание
,
и
phasis —
речь
) —
полная
или
частичная
утрата
речи
,
обусловленная
локальными
поражениями
головного
мозга
.
Причины
афазии
заключаются
в
разнообразных
органических
нарушениях
речевых
систем
головного
мозга
в
период
уже
сформировавшейся
речи
.
При
данной
патологии
наблюдаются
повреждения
в
лобных
,
теменных
,
затылочных
и
височных
долях
коры
левого
полушария
.
Афазия
является
результатом
:
а
)
тяжелых
травм
головного
мозга
;
б
)
воспалительных
процессов
и
опухолей
мозга
;
в
)
сосудистых
заболеваний
и
нарушения
мозгового
кровообращения
.
Форма
афазии
,
тяжесть
дефекта
и
характер
его
протекания
зависят
от
следующих
факторов
:
а
)
обширность
очага
поражения
и
его
локализация
;
б
)
характер
нарушения
мозгового
кровообращения
;
в
)
состояние
непострадавших
отделов
мозга
,
которые
выполняют
компенсаторные
функции
.
Изучением
афазии
занимались
многие
советские
ученые
:
А
.
Р
.
Лурия
,
Э
.
С
.
Бейн
,
В
.
М
.
Коган
и
др
.
Были
выделены
разные
формы
афазии
:
а
)
моторная
—
потеря
способности
пользоваться
самостоятельной
речью
;
б
)
сенсорная
—
нарушение
способности
воспринимать
речь
окружающих
;
в
)
амнестическая
—
забывание
отдельных
слов
и
их
значений
;
г
)
тотальная
—
потеря
способности
и
говорить
,
и
понимать
речь
.
Афазия
,
как
отмечалось
выше
,
чаще
всего
возникает
во
взрослом
возрасте
.
Но
иногда
она
наблюдается
и
у
детей
.
Как
правило
,
детская
афазия
бывает
двух
видов
:
моторная
и
сенсорная
.
Моторная
афазия
Является
наиболее
распространенной
.
Этот
вид
афазии
возникает
при
поражении
речедвигательного
центра
(
центр
Брока
).
Для
данного
вида
патологии
характерным
является
то
,
что
больной
либо
совсем
утрачивает
способность
говорить
,
либо
у
него
сохраняются
очень
незначительные
речевые
возможности
.
Моторный
афазик
слышит
речь
,
понимает
ее
,
но
сам
не
владеет
способностью
воспроизводить
речь
.
Ему
трудно
правильно
повторить
подсказанные
слова
,
предложения
,
хотя
в
ряде
случаев
он
может
произнести
обрывки
слов
и
коротких
фраз
.
Как
правило
,
у
человека
,
страдающего
моторной
афазией
,
сохраняются
наиболее
автоматизированные
обыденные
слова
и
очень
простые
предложения
,
он
использует
без
достаточного
осмысления
случайные
слоги
,
слова
,
обрывки
предложений
(«
Вот
»;
«
Это
»; «
Я
сам
»
и
т
.
п
.).
Такое
явление
носит
название
эмболофразии
(
от
греч
. embol —
вставление
,
вторжение
, phasis —
речь
).
Употребление
таких
вставных
слов
чаще
всего
зависит
не
от
того
,
что
хочет
или
должен
произнести
афазик
,
а
от
того
,
насколько
легкой
будет
его
речь
в
плане
воспроизведения
фонем
и
их
сочетаний
.
Сенсорная
афазия
Является
второй
формой
детской
афазии
.
При
сенсорной
афазии
в
первую
очередь
нарушается
восприятие
речи
(
центр
Вернике
).
Поэтому
страдает
и
ее
понимание
.
Афазик
слышит
речь
,
но
не
понимает
,
о
чем
говорят
.
Это
состояние
можно
сравнить
с
тем
,
которое
бывает
,
когда
человек
слышит
незнакомую
иностранную
речь
.
Существует
разная
степень
нарушения
восприятия
речи
не
только
собственной
,
но
и
чужой
.
На
ранних
стадиях
заболевания
мозга
отмечается
более
глубокое
расстройство
понимания
речи
,
на
более
поздних
этапах
заболевания
афазики
затрудняются
в
понимании
лишь
отдельных
смысловых
структур
.
Сенсорный
афазик
теряет
способность
узнавать
ранее
выученные
слова
.
В
результате
нарушенного
фонематического
слуха
у
сенсорных
афазиков
расстраивается
самоконтроль
за
собственными
высказываниями
.
Хотя
ничто
не
препятствует
сохранности
их
нормальной
речевой
деятельности
,
она
не
может
быть
полноценной
из
-
за
следующих
причин
:
1)
отсутствия
слухового
контроля
за
речью
;
2)
нарушения
понимания
речи
.
Словесная
продукция
у
детей
с
сенсорной
афазией
сильно
отстает
от
нормы
:
слова
искажены
,
часто
встречаются
парафразии
(
замена
одного
элемента
речи
—
слога
,
слова
—
другими
).
При
сенсорной
афазии
распадаются
навыки
письма
и
чтения
:
ребенок
не
узнает
написанных
слов
,
даже
тех
,
которые
он
раньше
хорошо
знал
;
различая
отдельные
буквы
,
он
не
может
понять
смысла
сложенных
из
них
слов
.
Просодическая
(
ритмико
-
мелодическая
)
сторона
речи
при
сенсорной
афазии
,
как
правило
,
не
страдает
;
речь
детей
достаточно
интонирована
.
Коррекционное
воздействие
при
всех
формах
афазии
складывается
из
двух
направлений
:
1.
Медицинское
направление
—
прямое
восстановление
пострадавшей
функции
с
использованием
медикаментозных
средств
.
Курс
лечения
проводится
по
назначению
и
под
наблюдением
врачей
.
2.
Логопедическое
направление
—
непосредственное
восстановительное
обучение
на
специально
организованных
занятиях
.