Напоминание

"Афазия"

Автор: Кузнецова Наталья Алексеевна

Должность: учитель-логопед

Учебное заведение: МКДОУ детский сад общеобразовательного вида № 22 " Рябинушка"

Населённый пункт: Город Талица

Наименование материала: статья

Тема: "Афазия"

Описание:

Что такое афазия. Формы афазии. Моторная и сенсорная афазии. Причины возникновения.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/vysshee/index?nomer_publ=2795

Опубликовано 09.02.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Афазия
относится к числу тяжелых нарушений речи органического центрального происхождения . Чаще она возникает у людей пожилого возраста на почве нарушений мозгового кровообращения . Афазия ( от греч . a — частица , означающая отрицание , и phasis — речь ) — полная или частичная утрата речи , обусловленная локальными поражениями головного мозга . Причины афазии заключаются в разнообразных органических нарушениях речевых систем головного мозга в период уже сформировавшейся речи . При данной патологии наблюдаются повреждения в лобных , теменных , затылочных и височных долях коры левого полушария . Афазия является результатом : а ) тяжелых травм головного мозга ; б ) воспалительных процессов и опухолей мозга ; в ) сосудистых заболеваний и нарушения мозгового кровообращения . Форма афазии , тяжесть дефекта и характер его протекания зависят от следующих факторов : а ) обширность очага поражения и его локализация ; б ) характер нарушения мозгового кровообращения ; в ) состояние непострадавших отделов мозга , которые выполняют компенсаторные функции . Изучением афазии занимались многие советские ученые : А . Р . Лурия , Э . С . Бейн , В . М . Коган и др . Были выделены разные формы афазии : а ) моторная — потеря способности пользоваться самостоятельной речью ; б ) сенсорная — нарушение способности воспринимать речь окружающих ; в ) амнестическая — забывание отдельных слов и их значений ; г ) тотальная — потеря способности и говорить , и понимать речь . Афазия , как отмечалось выше , чаще всего возникает во взрослом возрасте . Но иногда она наблюдается и у детей . Как правило , детская афазия бывает двух видов : моторная и сенсорная . Моторная афазия Является наиболее распространенной . Этот вид афазии возникает при поражении речедвигательного центра ( центр Брока ). Для данного вида патологии характерным является то , что больной либо совсем утрачивает способность говорить , либо у него сохраняются очень незначительные речевые возможности . Моторный афазик слышит речь , понимает ее , но сам не владеет способностью воспроизводить речь . Ему трудно правильно
повторить подсказанные слова , предложения , хотя в ряде случаев он может произнести обрывки слов и коротких фраз . Как правило , у человека , страдающего моторной афазией , сохраняются наиболее автоматизированные обыденные слова и очень простые предложения , он использует без достаточного осмысления случайные слоги , слова , обрывки предложений (« Вот »; « Это »; « Я сам » и т . п .). Такое явление носит название эмболофразии ( от греч . embol — вставление , вторжение , phasis — речь ). Употребление таких вставных слов чаще всего зависит не от того , что хочет или должен произнести афазик , а от того , насколько легкой будет его речь в плане воспроизведения фонем и их сочетаний .
Сенсорная

афазия
Является второй формой детской афазии . При сенсорной афазии в первую очередь нарушается восприятие речи ( центр Вернике ). Поэтому страдает и ее понимание . Афазик слышит речь , но не понимает , о чем говорят . Это состояние можно сравнить с тем , которое бывает , когда человек слышит незнакомую иностранную речь . Существует разная степень нарушения восприятия речи не только собственной , но и чужой . На ранних стадиях заболевания мозга отмечается более глубокое расстройство понимания речи , на более поздних этапах заболевания афазики затрудняются в понимании лишь отдельных смысловых структур . Сенсорный афазик теряет способность узнавать ранее выученные слова . В результате нарушенного фонематического слуха у сенсорных афазиков расстраивается самоконтроль за собственными высказываниями . Хотя ничто не препятствует сохранности их нормальной речевой деятельности , она не может быть полноценной из - за следующих причин : 1) отсутствия слухового контроля за речью ; 2) нарушения понимания речи . Словесная продукция у детей с сенсорной афазией сильно отстает от нормы : слова искажены , часто встречаются парафразии ( замена одного элемента речи — слога , слова — другими ). При сенсорной афазии распадаются навыки письма и чтения : ребенок не узнает написанных слов , даже тех , которые он раньше хорошо знал ; различая отдельные буквы , он не может понять смысла сложенных из них слов . Просодическая ( ритмико - мелодическая ) сторона речи при сенсорной афазии , как правило , не страдает ; речь детей достаточно интонирована .
Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений : 1. Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных средств . Курс лечения проводится по назначению и под наблюдением врачей . 2. Логопедическое направление — непосредственное восстановительное обучение на специально организованных занятиях .


Яндекс.Метрика