"КРЕАТИВНый аспект БУККРОССИНГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ культурного развития личности"
Автор: Позина Марина Валентиновна
Должность: библиотекарь
Учебное заведение: КУБГУ
Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани
Наименование материала: статья
Тема: "КРЕАТИВНый аспект БУККРОССИНГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ культурного развития личности"
Описание:
Статья рассматривает одну из насущных задач общества возрождение социальной роли чтения и книги как процесса духовного, культурного, интеллектуального и профессионального обогащения человека.
КРЕАТИВНЫЙ АСПЕКТ БУККРОССИНГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ
КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Позина М.В.
Кубанский государственный университет,
филиал в г. Славянске - на - Кубани
Аннотация:
Статья рассматривает одну из насущных задач общества
возрождение социальной роли чтения и книги как процесса духовного,
культурного, интеллектуального и профессионального обогащения человека.
Ключевые слова :
буккроссинг, креативность, книга, чтение, культурное развитие
личности
Культурное развитие личности является неотъемлемой частью процесса
самообразования. Процесс самообразования нельзя представить без регулярного
чтения литературы, способной дать человеку как необходимую информацию,так и
удовлетворить его духовные потребности. Следовательно, одной из насущных
задач общества становится стимулирование чтения, возрождение социальной роли
чтения и книги как процесса духовного, культурного, интеллектуального и
профессионального обогащения человека.
Актуальность проблемы возрождения культуры чтения книг особенно заметна
в настоящее время, когда интернет и компьютерные технологии практически
вытеснили из сознания детей и юношества необходимость обращения к книгам
как источнику знания. Вышесказанное не означает, что книги не востребованы
молодым поколением. Книги читают, но читают с монитора электронные версии
книг. Предпочтение при этом отдается учебным и справочным книгам, а чтение
художественной литературы остается незначительным.
Не подвергая сомнению возможность информационного насыщения,
получаемую с помощью компьютерных технологий, усомнимся в том, что
электронная книга способна дать человеку тот заряд духовности, которую люди на
протяжении многих веков получали, обращаясь к книге. Книга в ее традиционном
понимании, не оцифрованная версия, а «живая» книга способная задевать те
«струны» души, которые отвечают за нравственное и культурное развитие
личности человека. В свое время
В. И. Сухомлинский, рассуждая о роли книги,
высказал мысль, что «жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли,
наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя» [7, с.177].
По способности воздействия на воображение печатная книга оставляет далеко
позади игровые компьютерные программы, электронные книги, видеофильмы,
потому что способна предоставить человеку простор для воображению, не
навязывая чужое мнение и штампы. Исследования последних десятилетий
показывают, что проблема снижения престижа чтения традиционной книги не
просто имеет место, она уже привела к тому, что фактически выросли поколения
не читающих людей. Осознавая остроту проблемы, б
иблиотеки пытаются
исправить ее посредством буккроссинга. Интересен сам факт появления
буккроссинга: его идею предложил специалист по интернет-технологиям Рон
Хорнбекер в 2001 год.
В 2004 году термин буккроссинг (bookcrossing) был
занесен в Оксфордский словарь, где ему дали следующее определение:
«Буккроссинг — практика оставлять книгу в публичном месте, чтобы другие
люди нашли ее и прочитали, и затем поступили так же».
Он превратился в
общемировое движение, вовлекшее тысячи людей по всему миру, а книги,
переходящие от человека к человеку, делают своих читателей участниками
процесса возврата к традиционному чтению. Буккроссинг, вызвав интерес к себе
как новому движению, развивает интерес к чтению у его участников. И в этом
заключается креативность буккроссинга как общественного явления.
«Креативность (лат creatiо – c озидание) - c пособность, отражающая глубинное
свойство индивида создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные
решения, быстро решать проблемные ситуации»
[Цедринский А. Д
.
Витагенно - креативный дидактический словарь педагогического образования:
продуктивное дидактическое пособие] .
Буккроссинг, несомненно оригинальная
идея, заключающаяся в «использовании нестандартных способов
интеллектуальной деятельности в широком смысле» [Холодная М.А . Психология
интеллекта: парадоксы исследования].
Библиотеки, которые традиционно остаются центрами массового чтения,
одними из первых осознали значение буккроссинга как креативной формы
пропаганды книги. Библиотечная общественность давно отмечала, что формы и
методы пропаганды книги и чтения, апробированные многократно и в течении
долгого времени, перестали приносить ожидаемый результат. В поисках новых
форм, нестандартного решения в вопросе пропаганды книги и чтения необходим
творческий подход [9,79]. Креативность б уккроссинга заключается в том, что он
формирует у людей практику, ломающую привычное понимание чтения. Никогда
ранее с книгами не обращались таким образом, чтобы безвозмездно передавать их
другим людям. Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия,
основанного на принципе «прочитал-отдай другому» и позволяет расширить
границы чтения, поиска информации. Общественности был дан пример
взаимодействия в области чтения: книга должна «работать», переходя из рук в
руки, а не быть стоять на полке.
Библиотеки, влившиеся в движение буккроссинга, оценили его как
хороший инструмент для популяризации чтения и книги. Книга находит своего
нового читателя, читатель получает информацию, при этом формируя себя как
личность. Читатель получает нужную информацию и экономит время -
чрезвычайно ценный ресурс в современном обществе. Но любое явления нельзя
рассматривать как однозначное, в том числе и буккроссинг.
Так, известный
писатель Д. Л. Быков в пишет : «Не надо обманываться человечной, трогательной
внешностью буккроссинга. Это благотворительность по принципу «На тебе, Боже,
что мне негоже», или ещё прозаичнее - «Лучше в вас, чем в таз». Книга, которую
хочется забыть на скамейке после однократного прочтения, - плохая книга. Такие
одноразовые книги формируют одноразовых людей - идеально рентабельных,
удобных для зарабатывания денег, но неприемлемых в личном общении: у них нет
правил, с ними не о чем говорить» [2, с. 70]. Можно поспорить с писателем по по
поводу того, что все книги, которые хочется забыть на скамейке, такие уж плохие.
Все имеет право быть, ведь и не все книги вышеуказанного автора хочется
оставить на память и постоянно перечитывать.
Простота практики буккроссинга привлекает читателей и стимулирует чтение.
Нужную книгу можно просто взять в библиотеке в «уголке буккроссинга» и
читать без ограничений во времени и без записи в читательский формуляр. Еще
один немаловажный аспект креативного подхода к книгообмену заключается в
приобщении не просто к книгам современных авторов, а к книгам с «историй»,
явно прошедшим через сотни рук. Для людей, участвующих в книгообмене, он
становится одним из спообов
самопознания себя, возможностью осознать себя
членом общества.
С точки зрения масштабных общественных процессов, буккроссинг - это
новая форма существования печатной книги,
новый креативный продукт
существования в условиях конкуренции с электронными носителями,более
удобными и соразмерными темпо ритму современного,
особенно
молодого
человека: буккросинг возвращает книге ее
исконный смысл, ее самоценность,
которой она обладала с древних времен.
Список литературы
1.
Алан Дж. Роу Креативное мышление/ Алан Дж. Роу: пер .с англ
Островский В.А..- М.: НТ Пресс,2007 .- 176 с.: ил.(Библиотека лидера)
2.
Быков Д.Л . Клонинг и вышвиринг/ Д.Л. Быков.// Думание мира.- М.:
Лимбус Пресс,2009.- С 70-74
3.
Культурология : учебник для бакалавров / Солонин Ю.Н., ред., Каган
М.С., ред. - М.: Юрайт, 2012. - 566 с. - (Бакалавр. Углубленный курс)
4.
Любарт Т, К. / Любарт Т, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни.
Психология креативности» / Пер. с фр.- «Когито - Центр»; Москва;
2009.- 215 с. (Университетское психологическое образование)
5.
Коряковцева Н.А. Библиотеки и образование: учебно-методическое
пособие / Н. А. Коряковцева. - М.: Либерея - Бибинформ, 2009. - 128 с. -
(Библиотекарь и время. XXI век; Вып. № 107)
6.
Негус К., Пикеринг М. Креативность. Коммуникация и культурные
ценности/ Негус К., Пикеринг М./ Пер. с англ .О. В.Свинченко.- Х.;
Издательство Гуманитарный центр,2011-300с.
7.
Сухомлинский В.А .О воспитании /Авт. сост. Автор. очерков С.
Соловейчик. Изд.2 - е .- М.: Политиздат.-1975- 272 с.
8.
Техническое творчество : теория, методология, практика.
Энциклопедический словарь-справочник. Под редакцией А.И.
Половинкина, В.В. Попова. М.: НПО "Информ - система", 1995. 408 с.:
ил.
9.
Холодная М.А.
Психология интеллекта: парадоксы исследования: [монография] / М. А.
Холодная; РАН. Ин-т психологии. - М.-Томск: изд-во Томского ун-та,
1997. - С.244
10. Цедринский, А.Д. Витагенно - креативный дидактический словарь
педагогического образования [Текст] /А.Д. Цедринский: учебное пособие
для студ.высш.и сред.учеб.заведений.3-еизд.испр. и дополн. -Славянск-
на-Кубани, ЮО РАО, ЗАО «АЛЕВ». 2006.- 164с.- 10,25 п.л.