Напоминание

"КРЕАТИВНый аспект БУККРОССИНГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ культурного развития личности"

Автор: Позина Марина Валентиновна

Должность: библиотекарь

Учебное заведение: КУБГУ

Населённый пункт: город Славянск-на-Кубани

Наименование материала: статья

Тема: "КРЕАТИВНый аспект БУККРОССИНГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ культурного развития личности"

Описание:

Статья рассматривает одну из насущных задач общества возрождение социальной роли чтения и книги как процесса духовного, культурного, интеллектуального и профессионального обогащения человека.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/vysshee/index?nomer_publ=3339

Опубликовано 18.03.2016




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


КРЕАТИВНЫЙ АСПЕКТ БУККРОССИНГА КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ

КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
Позина М.В. Кубанский государственный университет, филиал в г. Славянске - на - Кубани
Аннотация:
Статья рассматривает одну из насущных задач общества возрождение социальной роли чтения и книги как процесса духовного, культурного, интеллектуального и профессионального обогащения человека.
Ключевые слова
: буккроссинг, креативность, книга, чтение, культурное развитие личности Культурное развитие личности является неотъемлемой частью процесса самообразования. Процесс самообразования нельзя представить без регулярного чтения литературы, способной дать человеку как необходимую информацию,так и удовлетворить его духовные потребности. Следовательно, одной из насущных задач общества становится стимулирование чтения, возрождение социальной роли чтения и книги как процесса духовного, культурного, интеллектуального и профессионального обогащения человека. Актуальность проблемы возрождения культуры чтения книг особенно заметна в настоящее время, когда интернет и компьютерные технологии практически вытеснили из сознания детей и юношества необходимость обращения к книгам как источнику знания. Вышесказанное не означает, что книги не востребованы молодым поколением. Книги читают, но читают с монитора электронные версии книг. Предпочтение при этом отдается учебным и справочным книгам, а чтение художественной литературы остается незначительным. Не подвергая сомнению возможность информационного насыщения, получаемую с помощью компьютерных технологий, усомнимся в том, что электронная книга способна дать человеку тот заряд духовности, которую люди на протяжении многих веков получали, обращаясь к книге. Книга в ее традиционном понимании, не оцифрованная версия, а «живая» книга способная задевать те «струны» души, которые отвечают за нравственное и культурное развитие личности человека. В свое время В. И. Сухомлинский, рассуждая о роли книги,
высказал мысль, что «жизнь в мире книг - это приобщение к красоте мысли, наслаждение культурными богатствами, возвышение самого себя» [7, с.177]. По способности воздействия на воображение печатная книга оставляет далеко позади игровые компьютерные программы, электронные книги, видеофильмы, потому что способна предоставить человеку простор для воображению, не навязывая чужое мнение и штампы. Исследования последних десятилетий показывают, что проблема снижения престижа чтения традиционной книги не просто имеет место, она уже привела к тому, что фактически выросли поколения не читающих людей. Осознавая остроту проблемы, б иблиотеки пытаются исправить ее посредством буккроссинга. Интересен сам факт появления буккроссинга: его идею предложил специалист по интернет-технологиям Рон Хорнбекер в 2001 год. В 2004 году термин буккроссинг (bookcrossing) был занесен в Оксфордский словарь, где ему дали следующее определение: «Буккроссинг — практика оставлять книгу в публичном месте, чтобы другие люди нашли ее и прочитали, и затем поступили так же». Он превратился в общемировое движение, вовлекшее тысячи людей по всему миру, а книги, переходящие от человека к человеку, делают своих читателей участниками процесса возврата к традиционному чтению. Буккроссинг, вызвав интерес к себе как новому движению, развивает интерес к чтению у его участников. И в этом заключается креативность буккроссинга как общественного явления. «Креативность (лат creatiо – c озидание) - c пособность, отражающая глубинное свойство индивида создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения, быстро решать проблемные ситуации» [Цедринский А. Д
.
Витагенно - креативный дидактический словарь педагогического образования: продуктивное дидактическое пособие] . Буккроссинг, несомненно оригинальная идея, заключающаяся в «использовании нестандартных способов интеллектуальной деятельности в широком смысле» [Холодная М.А
.
Психология интеллекта: парадоксы исследования]. Библиотеки, которые традиционно остаются центрами массового чтения, одними из первых осознали значение буккроссинга как креативной формы
пропаганды книги. Библиотечная общественность давно отмечала, что формы и методы пропаганды книги и чтения, апробированные многократно и в течении долгого времени, перестали приносить ожидаемый результат. В поисках новых форм, нестандартного решения в вопросе пропаганды книги и чтения необходим творческий подход [9,79]. Креативность б уккроссинга заключается в том, что он формирует у людей практику, ломающую привычное понимание чтения. Никогда ранее с книгами не обращались таким образом, чтобы безвозмездно передавать их другим людям. Процесс буккроссинга состоит из простейшего действия, основанного на принципе «прочитал-отдай другому» и позволяет расширить границы чтения, поиска информации. Общественности был дан пример взаимодействия в области чтения: книга должна «работать», переходя из рук в руки, а не быть стоять на полке. Библиотеки, влившиеся в движение буккроссинга, оценили его как хороший инструмент для популяризации чтения и книги. Книга находит своего нового читателя, читатель получает информацию, при этом формируя себя как личность. Читатель получает нужную информацию и экономит время - чрезвычайно ценный ресурс в современном обществе. Но любое явления нельзя рассматривать как однозначное, в том числе и буккроссинг. Так, известный писатель Д. Л. Быков в пишет : «Не надо обманываться человечной, трогательной внешностью буккроссинга. Это благотворительность по принципу «На тебе, Боже, что мне негоже», или ещё прозаичнее - «Лучше в вас, чем в таз». Книга, которую хочется забыть на скамейке после однократного прочтения, - плохая книга. Такие одноразовые книги формируют одноразовых людей - идеально рентабельных, удобных для зарабатывания денег, но неприемлемых в личном общении: у них нет правил, с ними не о чем говорить» [2, с. 70]. Можно поспорить с писателем по по поводу того, что все книги, которые хочется забыть на скамейке, такие уж плохие. Все имеет право быть, ведь и не все книги вышеуказанного автора хочется оставить на память и постоянно перечитывать. Простота практики буккроссинга привлекает читателей и стимулирует чтение. Нужную книгу можно просто взять в библиотеке в «уголке буккроссинга» и
читать без ограничений во времени и без записи в читательский формуляр. Еще один немаловажный аспект креативного подхода к книгообмену заключается в приобщении не просто к книгам современных авторов, а к книгам с «историй», явно прошедшим через сотни рук. Для людей, участвующих в книгообмене, он становится одним из спообов самопознания себя, возможностью осознать себя членом общества. С точки зрения масштабных общественных процессов, буккроссинг - это новая форма существования печатной книги, новый креативный продукт существования в условиях конкуренции с электронными носителями,более удобными и соразмерными темпо ритму современного, особенно молодого человека: буккросинг возвращает книге ее исконный смысл, ее самоценность, которой она обладала с древних времен. Список литературы 1.
Алан Дж. Роу
Креативное мышление/ Алан Дж. Роу: пер .с англ Островский В.А..- М.: НТ Пресс,2007 .- 176 с.: ил.(Библиотека лидера) 2.
Быков Д.Л
. Клонинг и вышвиринг/ Д.Л. Быков.// Думание мира.- М.: Лимбус Пресс,2009.- С 70-74 3.
Культурология
: учебник для бакалавров / Солонин Ю.Н., ред., Каган М.С., ред. - М.: Юрайт, 2012. - 566 с. - (Бакалавр. Углубленный курс) 4.
Любарт Т, К.
/ Любарт Т, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни. Психология креативности» / Пер. с фр.- «Когито - Центр»; Москва; 2009.- 215 с. (Университетское психологическое образование) 5.
Коряковцева
Н.А. Библиотеки и образование: учебно-методическое пособие / Н. А. Коряковцева. - М.: Либерея - Бибинформ, 2009. - 128 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; Вып. № 107) 6.
Негус К., Пикеринг М.
Креативность. Коммуникация и культурные ценности/ Негус К., Пикеринг М./ Пер. с англ .О. В.Свинченко.- Х.; Издательство Гуманитарный центр,2011-300с. 7.
Сухомлинский В.А
.О воспитании /Авт. сост. Автор. очерков С. Соловейчик. Изд.2 - е .- М.: Политиздат.-1975- 272 с. 8.
Техническое творчество
: теория, методология, практика. Энциклопедический словарь-справочник. Под редакцией А.И. Половинкина, В.В. Попова. М.: НПО "Информ - система", 1995. 408 с.: ил. 9.
Холодная М.А.
Психология интеллекта: парадоксы исследования: [монография] / М. А.
Холодная; РАН. Ин-т психологии. - М.-Томск: изд-во Томского ун-та, 1997. - С.244 10.
Цедринский, А.Д.
Витагенно - креативный дидактический словарь педагогического образования [Текст] /А.Д. Цедринский: учебное пособие для студ.высш.и сред.учеб.заведений.3-еизд.испр. и дополн. -Славянск- на-Кубани, ЮО РАО, ЗАО «АЛЕВ». 2006.- 164с.- 10,25 п.л.


Яндекс.Метрика