Напоминание

"Игра как метод обучения РКИ"

Автор: Шушеначева Ольга Анатольевна

Должность: учитель иностранного языка

Учебное заведение: МАОУ "Гимназия №14 экономики, управления и права"

Населённый пункт: г. Красноярск

Наименование материала: статья

Тема: "Игра как метод обучения РКИ"

Описание:

В статье представлен опыт применения игровой методики на занятиях русского как иностранного (РКИ) в группе начального уровня владения русским языком.

Ссылка на публикацию:

http://pedprospekt.ru/vysshee/index?nomer_publ=767

Опубликовано 01.10.2015




Перейти в превью раздела образования




Текстовая часть публикации


Игра как метод обучения РКИ
Игра является одним из основных видов деятельности человека [Селевко, 2006, с. 198]. Феномен игры рассматривается многими науками, по- своему его трактующими. Так, в педагогике игра находит свое отражение как часть игровой технологии и метод воспитания и обучения. В психологии игра представлена в виде деятельности человека (например, ребенка) в условных ситуациях, моделирующих реальные [Психология развития. Словарь, 2006]. В нашей статье мы уделим внимание игре, или игровой деятельности как методу обучения РКИ. В современной методике игра используется при изучении любых дисциплин, как в школе, так и в ВУЗе. В том числе игровая деятельность может быть применена и при изучении иностранных языков, благодаря ряду преимуществ. По мнению английского педагога Джил Хэдфилд, важным преимуществом игры является ее способность быть увлекательной и приятной для учителя и учащегося, а также способность активизировать и интенсивно использовать накопленные знания по изучаемому языку [Hadfield, 1999, с. 10]. При обучении РКИ игра занимает важное место и приобретает особое значение в учебной деятельности педагога и самого учащегося. Она формирует ряд психологических особенностей, позволяет снять физическое и эмоциональное напряжение и преодолеть информационную перегрузку [Крючкова, 2011, с. 87]. Кроме того, игровая деятельность помогает в преодолении языкового барьера. Игровые задания, представляющие собой игровую деятельность, могут быть наглядным примером для иллюстрации эффективности метода игры. Как отмечает преподаватель ЦМО МГУ Л.Е. Азарина, игровые задания способствуют эффективному закреплению лингвистического материала и являются важной составляющей процесса обучения иностранному языку [Азарина, 2009, с. 102].
Преимущество игровых заданий заключается в том, что они легко адаптируются для необходимого уровня владения иностранным языком и не требуют много времени для подготовки к ним. Применяемые на практике игры строятся по определенной схеме, включающей цель, требования, ход игры (команды и задания) и результаты. В методике обучения игры классифицируются по целевой направленности на лингвистические (языковые) и коммуникативные. В лингвистических играх делается акцент на точности использования языковой единицы, а также на формировании языковых навыков. В коммуникативных играх основный целью является успешный обмен информацией и основной упор делается на формирование коммуникативных навыков. В соответствии с изучением конкретного уровня языка игры подразделяют на фонетические, лексические и грамматические. Иногда игры могут совмещать в себе несколько типов и использоваться при изучении разных уровней языка. Например, игра «Испорченный телефон» может быть рассмотрена как фонетическая и лексическая [Крючкова, 2011, с. 117, 165]. При работе с иностранными студентами мы использовали игры лингвистические по целевой направленности и фонетические, лексические по уровню языка. Подробнее рассмотрим две игры (фонетическую и лексическую), представленные в учебно-методическом пособии «Русский язык в играх» [Губанова, 2007]. Для того, чтобы игры прошли успешней мы учитывали некоторые условия, предложенные авторами учебного пособия «Практическая методика обучения русскому языку как иностранному» [Крючкова, 2011, с. 89-90]:  игра должна соответствовать цели темы занятия;  игра должна способствовать повторению и закреплению учебного материала;  игра должна носить добровольный и спонтанный характер, у студентов должно быть желание играть;  правила игры должны быть сформулированы коротко и ясно.
Также для проведения игр необходимым требованием было знание иностранными студентами русского алфавита.
«Конкурс в написании»

Цель игры
– тренировать узнавание слов, произнесенных по буквам. Игра проводилась для студентов элементарного уровня как конкурс. Группа делилась на две команды. От каждой из команд выходило к доске по 1 человеку, где они должны были написать правильно слово, которое было произнесено учителем по буквам. Например, «дэ», «о», «эм» («дом»). За каждый правильный ответ команда получала по 1 баллу. Побеждала команда, у которой было больше правильных ответов. Игра «Конкурс в написании» проводилась во время повторения и закрепления фонетики и лексики. По фонетике закреплялось произношение и восприятие на слух букв, составлявших слова. По лексике повторялись слова «дом», «дым», «стол», «стул», «окно».
«Слова с перепутанными буквами»

Цель игры
– тренировать правописание изученной лексики. Для игры предварительно заготавливались листы со словами, в которых буквы были перепутаны местами («дом», «автобус», «окно», «комната», «ручка», «книга», «стол», «стул»). Студенты делились на команды по 2 человека. Каждой команде выдавалось несколько слов с перепутанными буквами. Студенты должны были написать, а затем произнести слова, поставив буквы на место. Правильно написавшая и назвавшая большее количество слов команда выигрывала. Таким образом, использование игровых форм позволило студентам лучше запомнить языковой материал, так как в игре слова повторялись многократно. Кроме того, с помощью игр была активизирована речь студентов в рамках изучаемых тем.
Литература 1. Hadfield Jill. Beginners' Communication Games. Longman, 1999.– 112 с. – 2. Азарина Л. Е. Игры на уроках РКИ // Вестник ЦМО МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика – научный журнал. – № 3, 2009. – с. 102-109. – 3. Крючкова Л. С., Мощинская Н. В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 480 с. – (Русский язык как иностранный). 4. Психология развития. Словарь / под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: В 6 т. / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с. - 5. Русский язык в играх: учебно-методическое пособие / сост. : Т.В. Губанова, Е.А. Нивина. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. – 80 с. – 6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с. – (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»).


Яндекс.Метрика