Автор: Фогель Елена Алексеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с№76
Населённый пункт: город Ставрополь
Наименование материала: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ «Инфографика как технология интегративного развития личности детей старшего дошкольного возраста» Фогель Елена Алексеевна Воспитатель МБДОУ д/с№76 Актуальность «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». К. Д. Ушинский Графическое представление информации как способ общения между людьми, передача смысла сложных явлений и понятий в виде картинок использовались человеком с давних времен: это и наскальная живопись, и древнеегипетские иероглифы. XX век по праву можно назвать текстовой цивилизацией. В XXI веке мы становимся свидетелями становления цивилизации изображений. Одним из основных источников информации для мозга и детей и взрослых сегодня является визуальное восприятие информации. Человеческому мозгу легче воспринимать подаваемый материал в виде картинок, особенно детям альфа поколения, у которых реально преобладает клиповое мышление. В наглядности, как в средстве обучения и развития личности заложен огромный потенциал. Многочисленные психолого-педагогические исследования (К.А. Абульханова-Славская, В.В. Давыдов, Г.В. Дорофеев, Т.П. Зинченко, Ф.Н. Ильясов, Е.Н. Кабанова-Меллер, М.В. Кларин и др.) свидетельствуют, что использование наглядности в познании и развитии может оказаться более существенным, чем простое зрительное восприятие и влияет на качество усвоения информации. Изучение научно-методической литературы (М.И. Башмаков, Н.В. Бровка, Н.А. Резник, В.А. Далингер, Т.П. Зинченко, О.О. Князева, А.А. Столяр, А.Н. Чинин и др.), а также анализ результатов собственного педагогического опыта подтверждают это по отношению к развитию познавательных процессов. Подход в обучении, учитывающий познавательную роль наглядности, получил название когнитивно-визуального. Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства ставят необходимость создания новых форм деятельности, при которых сохранялись бы элементы познавательного и игрового общения. Понимая, что дидактические средства поддержки учебного процесса являются одним из важнейших инструментов в работе педагога. Их количественная недостаточность и малая вариативность, ведут к ограничению свободы педагога в подборе материала для успешности в обучении и развитии воспитанников. Также, учитывая интерес дошкольников, ориентированный на работу мысли, можно заметить, что она меньше привлекает детей, чем красочная виртуальная реальность, возникающая на экране – логическая составляющая обучения уступает место визуальному восприятию. Ключом подхода, решения данной проблемы в развитии познавательных процессов состоит в том, чтобы через систему специальных заданий и упражнений с опорой на когнитивно-визуальный подход организовать ситуацию, позволяющую способствованию повышения уровня интеллектуальных качеств воспитанников, появлению их интереса к самому процессу познания: –Формированию мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии). –Развитию образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. –Самостоятельному нахождению способов решения познавательных задач. –Умению переносить усвоенный опыт в новые ситуации компонент математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приемы умственных действий и т. п. Интерес педагогики к формированию визуального мышления в ходе познавательной деятельности возрос в связи с расширившимися и ставшими доступными преподавателям техническими возможностями различных форм представления информации с использованием компьютерных технологий. Опора на визуальное мышление может существенно повысить эффективность предъявления, восприятия, понимания и усвоения информации, её превращения в личную систему представлений и умений. Метод визуализации позволяет увеличить объем передаваемой информации за счет её систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых элементов, что в целом отобразится на качестве усвоения материала. Инфографика – это технология подачи информации в виде визуальных образов, которая предполагает сворачивание больших объемов информации и представление ее в более интересном и компактном для человека виде. В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его феномену, развитию у него познавательных возможностей, которые обеспечивают формирование целостной картины мира. Инфографика, в этой связи, наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Она позволяет формировать у детей дошкольного возраста, целостное представление о предметах, явлениях. С ее помощью можно продемонстрировать соотношение частей или различных предметов, показать причинно-следственные связи. Использование инфографики, при рассматривании предметов, явлений, процессов с разных позиций, способствует тому, что дети учатся выделять главное и второстепенное. Это помогает формированию предпосылок креативного мышления. Использование этого метода в ДОУ помогает организовать интересную образовательную деятельность, а также повышает уровень мотивации дошкольников к выполнения конкретных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один большой рассказ можно легко отразить в одном графическом рисунке. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать быстрому запоминанию дидактического материала и его легкому воспроизведению. По предполагаемым целевым ориентирам ФГОС ДО инфографика реализует такие из них как: - развитие интересов и любознательности, формирование познавательных действий; - развитие творческой активности и ее проявления в продуктивных видах деятельности; - развитие познавательных способностей и коммуникативных способностей в коллективной и индивидуальной деятельности. - развитие познавательной мотивации и активизация самостоятельного познания мира. Применение инфографики в детском саду, не представляет никакой сложности, воспитатель ее легко может вывести с помощью проектора на доску или распечатать. Можно использовать как при работе со всей группой (на интерактивной доске, демонстрационном экране), так и индивидуально с отдельным ребенком (распечатанные листы заданий). Яркие картинки быстрее привлекают внимание детей дошкольного возраста. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетие. Следует отметить, что в современном образовании применяются следующие виды инфографики: 1. Динамическая инфографика. Динамическая инфографика с анимированными элементами. Основными подвидами динамической инфографики являются видеоинфографика, анимированные изображения, презентации. 2. Информационная инфографика. Она идеально подходит в том случае, если нужно чётко представить новый материал или дать обзор большой темы. 3. Лента времени. Визуальное представление в виде инфографики может помочь создать более чёткое представление о времени для детей в старшем дошкольном возрасте. Визуальные эффекты, такие как линии, значки, фотографии и этикетки, помогают выделять и объяснять точки во времени. 4. Процесс. Инфографическое отражение процесса позволит упростить и акцентировать внимание на каждом шаге. Большинство инфографики процесса следуют прямолинейному потоку сверху вниз или слева направо. Нумерация шагов обязательна, чтобы следовать логике процесса. 5. Географичекая инфографика. В такой инфографике карты используются как подложка, на которой размещаются различные типы данных. 6. Сравнительная инфографика. Это очень эффективная инфографика для того, чтобы сравнить несколько вариантов событий, явлений, личностей. 7. Иерхичекая инфо графика. Иерархическая инфографика может организовать информационный поток от наибольшего к наименьшему. Или наоборот. 8. Список. Если вы хотите перечислить причины того или иного явления или события, ввести список фактов, примеров, то такой вариант легче всего выполнить данным видом инфографики. Обычно инфографические шаблоны списков довольно просты. Их цель состоит в том, чтобы сделать списки более привлекательными. 9. Резюме. Такой вид инфографики можно использовать для составления резюме какого-либо героя, персонажа или даже себя. Плюсами инфографики можно назвать следующие моменты: - простота в использовании - богатый визуальный материал - групповой и индивидуальный подход Способы создания инфографики: - Графические редакторы - Сервисы для создания инфографики Процесс создания инфографики включает следующие этапы: 1 этап – это выбор темы. Актуальность и востребованность, а также ориентирование на аудиторию, для которой создается инфографика¬ вот главные критерии, которые должны быть учтены при выборе темы. 2 этап – сбор информации. Чем более полнее и качественней будет собранная информация, тем лучше. Определяемся, что именно мы хотим донести до детей, и какую цель преследуем. Выделение основополагающих моментов во всей информации – это и есть инфографика. 3 этап – аналитика и обработка информации. Всю информацию необходимо отсортировать и оставить самое важное. Максимально упрощаем подачу информации. Если объем информации большой, разбиваем его на разделы, каждый из которых дополняем отдельным изображением. 4этап – выбрать тип инфографики, необходимо обдумать наиболее подходящий формат для передачи данных в соответствии с выбранной темой и возрастом детей. Это может быть презентация, слайдкаст, одностраничная картинка, видеоролик, раздаточный материал. 5этап – построение доступной визуализации, верстка. Подбираем для каждого получившегося раздела наилучший формат визуализации. Различия между ними только поможет закрепить представленную информацию. На данном этапе создается законченная информационная композиция. Педагоги могут использовать инфографику: 1. В работе с детьми. Инфографика делает любую информацию интересной и доступной для детей, пробуждает их собственный интерес и ставит их в активную позицию. 2.Для представления личного педагогического опыта, где все может выглядеть наглядно и доступно. 3.Вработе с родителями. Информационные материалы станут намного интереснее, если они будут наполнены инфографикой: лаконичность, образность, последовательность и, конечно, эстетичность. Учитывая наличие научно-теоретического обоснования и широкие возможности инфографики в интегративном развитии личности детей старшего дошкольного возраста и разрозненность методических разработок по направлениям или образовательным областям в системе дошкольного образования, а также недостаточно организованное внедрение в педагогическую практику систематической вариативной работы по обозначенному вопросу выявляется проблема исследования: при каких педагогических условиях технология инфографики выступает эффективной в интегративном развитии личности детей старшего дошкольного возраста? В соответствии с проблемой исследования была обозначена и тема исследования– «Инфографика как технология интегративного развития личности детей старшего дошкольного возраста». Целью исследования выступает: изучение педагогических условий, при которых технология инфографики выступает эффективной в интегративном развитии личности детей старшего дошкольного возраста. В соответствии с целью нами были определены объект и предмет исследования. Объект исследования: интегративное развитие личности детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия применения технологии инфографики в интегративном развитии личности детей старшего дошкольного возраста. На основе теоретического анализа, исходя из проблемы, цели, объекта и предмета была выделена гипотеза исследования: систематическое и целенаправленное использование технологии инфографики эффективно влияет на интегративное развитие личности детей старшего дошкольного возраста при создании следующих педагогических условий: - использование вариативности видов инфографики; -использование вариативных форм работы дошкольников с инфографикой в соответствии с ФГОС ДО; - использование инфографики в материалах по всем образовательным областям; - создание условий для применения и использования инфографики детьми в организованной и свободной деятельности. Цель исследования, гипотеза, объект и предмет определили следующие задачи: 1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования. 2) Определить эффективность педагогических условиях применения технологии инфографики в интегративном развитии личности детей старшего дошкольного возраста. 3) Организовать и провести педагогический эксперимент по изучению динамики интегративного развития личности детей старшего дошкольного возраста в системе применения инфографики. 4) Разработать и апробировать программу по использованию инфографики как технологии интегративного развития личности детей старшего дошкольного возраста. В процессе исследования использовались методы: • теоретический анализ психолого-педагогической литературы, • психологическое диагностирование и педагогическое наблюдение показателей развития личности дошкольников, • методы математической обработки. Практическая значимость исследования заключается в составлении и апробации программы по использованию инфографики как технологии интегративного развития личности детей старшего дошкольного возраста. Базой исследования стало МБДОУ № 76 г. Ставрополя. Для проверки выдвинутой гипотезы, было организовано практическое исследование, состоящее из трех этапов, в которые включены наиболее оптимальные методы и методики изучения и развития интегративного развития личности детей старшего дошкольного возраста в процессе системного и целенаправленного использования технологии инфографики. Первый этап, – констатирующий, проводимый в рамках исследования, в ходе которого психологом выявлялся уровень развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Второй этап – формирующий, проходивший достаточно длительный период в связи со спецификой объекта исследования и особенностями его формирования – 1 год. Данный блок состоял из цикла занятий, проектов, консультаций и дополнительных мероприятий в рамках составленной нами программы. Третий этап – контрольный, в котором были использованы методы констатирующего для повторной диагностики психологом и выявления динамики интегративного развития личности старших дошкольников в ходе формирующей работы. На констатирующем этапе психологом детского сада были использованы адаптированные методики, направленные на выявление уровня интегративного развития личности детей старшего дошкольного возраста по выделенным критериям и показателям.
Тема: «Инфографика как технология интегративного развития личности детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование